Человек музицирующий

 (из статьи профессора РАМ им. Гнесиных Дины Кирнарской)

 

Человеческий род  привык торжественно именовать себя Homo Sapiens,   «человек разумный». Однако человеком разумным он стал довольно поздно, как поздно появилась и наука — свидетельство зрелого развития его умственных сил. При этом музыка и творческое самовыражение неизменно, тысячелетия были насущной необходимостью людей. Человек музицировал еще тогда, когда не умел измерять и вычислять, не умел обрабатывать землю и  строить суда. Не было еще математической науки, а в музыкальном ритме человек уже открыл сущность пропорций и симметрии. Еще не было геометрии, но через мелодии, которые пел человек, он уже ощущал разницу верха и низа, соотношения «точек пространства». Таким образом, не только эстетические, но и умственные резервы своей природы  человек познавал в процессе постоянного музицирования.

Древние греки признавали выдающуюся роль музыки в становлении человеческого мозга. Древние китайцы считали музыку формулой мира, уподобляя отношения звуков отношению любых величин, вещей и предметов.

Целые столетия музыка  входила в число наук. Применяемые в занятиях музыкой мыслительные операции (сравнение, установление отношений, анализ и синтез) позже  перешли в царство абстрактной мысли и потому современный человек, желающий  эффективно сформировать свое мышление, не может обойти стороной  активное общение с музыкой.

На протяжении столетий во всех исторических формациях музыкальные занятия были обязательным элементом  полноценного образования.

 В современную эпоху человечество стало свидетелем небывалого расцвета науки и  приписало его «прагматической» системе  образования, отодвинувшей занятия музыкой и другими искусствами на периферию своих интересов, и сняв со счетов истину: человеческий мозг эволюционирует очень медленно, и таланты, которые мы наблюдаем сегодня и наблюдали вчера, есть плод генетического развития, совершенного в течение многих столетий раньше.

Мы столкнулись сегодня с проблемой некоей «механизации», формализации мышления. Человек стал восприниматься как субъект, действующий только по инструкции, умеющий выполнять операции, не требующие творческое напряжение. В отдаленной перспективе такая философия  может привести к вырождению и утрате человеческим родом своего творческого потенциала.

В наше время, когда образование из-за своего чрезмерного догматизма  грозит поставить под угрозу будущее Таланта, лучшие представители педагогического сообщества  делают ставку  на Музыку, которая способна умножить умственные силы учеников и помочь им в преодолении трудностей обучения любым предметам общеобразовательной школы.

В университете Чикаго был произведен ряд исследований,  сравнивших характеристики  образовательного уровня учащихся, занимающихся  музыкой и детей, не имеющих музыкальные занятия. Результаты анализа показали, что дети экспериментальной группы гораздо лучше успевали по всем школьным предметам, значительно обгоняя своих сверстников по математике, чтению, овладению иностранными языками. Известно, что успешность изучения языков, математические навыки, острота и гибкость логического и ассоциативного мышления у музыкантов находится на значительно большей высоте, нежели у представителей иных профессий. Психологами разных стран доказано, что память детей, занимающихся музыкой,  прочнее, чем память их сверстников, они лучше понимают сущность иерархических отношений и пр.

Причина в том, что развитием музыкальных и немузыкальных умений человека руководит один и тот же отдел мозга. А потому невозможно затронуть и активизировать музыкальные возможности мозга, не затронув при этом и другие мозговые функции. Слушание музыки, её сочинение и исполнение требуют постоянного обмена информацией между полушариями, что не может не сказаться на лучшем выполнении самой разнообразной умственной работы. Помимо прочего, у музыкантов гораздо активнее связаны зрение, слух и движение. Они скорее реагирует на звуковой или визуальный сигнал, чем не музыканты.

Школьники, которые занимались музыкой, выгоднее отличаются от сверстников и в вопросе самодисциплины. Они редко нуждаются в руководстве  и в посторонних стимулах, более волевые и сосредоточенные, целеустремленные ученики. Игра на музыкальном инструменте развивает умение держать под контролем несколько дел одновременно, мыслить многоканально и при этом не переутомляться. Это может стать бесценным приобретением в случае выбора ребенком профессии хирурга, пилота, переводчика и т.д.

Наконец, музыка не преподносит готовые знания, а учит мыслить и потому мозг, воспитанный музыкой, сам сможет взять всё, что ему нужно.